Лимузин ГАЗ-13 Чайка был истинным шедевром советского автомобилестроения. Являясь наследником легендарного ГАЗ-12 ЗИМ, «Чайка» была создана по прототипу американского Packard Patrician. Разрабатывая новую модель, инженеры-конструкторы и дизайнеры делали ставку на более современную машину представительского класса, дизайн которой впоследствии поразил советских граждан смелыми техническими решениями и богатством декора.
Первый автомобиль чайка СССР, сошедший с конвейера, стал символом могущества советской индустрии. Машина, как известно, из-за малых объемов производства и советской распределительной системы так не поступила в свободную продажу. Чайку использовали преимущественно в государственных инстанциях различного уровня, для обслуживания партийно-номенклатурной элиты страны, высокопоставленных иностранных послов и дипломатов и выдающихся советских знаменитостей.
Немного истории
Официальной датой выпуска Чайки было принято считать 1959 год, однако все началось гораздо раньше, с модернизации ЗИМа. На Горьковском заводе в 1955 был произведен первый образец, созданный на его основе – автомобиль «Чайка» ГАЗ-12В. Машины имели схожесть по внешнему виду и техническим характеристикам. Единственная и существенная разница заключалась в мощности мотора – предшественница была оборудована двигателем объемом 4,9 литра, а вторая 5,5 литра.
Однако признав, что стиль автомобиля устарел, и внешнее изменение автомобиля не имеют ничего общего с его модернизацией, было принято решение о создании абсолютно новой модели. Изначально проект не имел определенного названия, рассматривалось две версии – «Стрела» либо «Чайка», выбор состоялся в пользу второго варианта.
Успешно прошедшее испытание экспериментальных образцов и их участие на брюссельской автомобильной выставке ЭКСПО-58 подтвердили высокую оценку спроектированной новой модели советского автомобиля, где ее создатели были удостоены престижной международной наградой Гран-при. Чайка отличалась от своих предшественников не только внешним видом, но техническими способностями.
Технические особенности «Чайки» ГАЗ-13
В процессе создания Чайки был реализован весь потенциал советского автомобилестроения. Дизайн салона впечатлял своим инновационным решением. На то время автомобиль был оснащен по последнему слову техники: кожаная отделка, тонированные стекла, новейшая музыкальная техника с дистанционным пультом управления, электрический стеклоподъемник, электро-прикуриватель и система отопления и вентиляции, позволяющая создавать для пользователей микроклимат в соответствии с индивидуальными требованиями.
Машина также была оборудована гидравлической системой управления руля и вакуумным усилителем тормозной системы, противотуманными фарами и омывателем лобового стекла. Поражали и технические характеристики Чайки:
Рядный шести цилиндровый двигатель был заменен на верхнеклапанный карбюраторный мотор из сплава алюминия, объемом 5 526 см3 и с мощностью 195 лошадиных сил.
Расход топлива составлял 20 л на 100 км.
Двигатель новой «Чайки», мог развить скорость автомобиля до 100 км/ч за 20 секунд.
Инновационным решением стала гидромеханическая коробка передач с автоматическим переключением скоростей.
Проведенные изменения привели только к положительным особенностям модели. Уменьшенная высота заметно улучшила не только аэродинамику, но и устойчивость автомобиля на больших скоростях. Увеличенная длина придала Чайке дополнительную солидность, 2-х карбюраторная система питания и другие технические изменения повысили мощность двигателя, были модернизированы передняя и задняя подвески. Все эти улучшения сделали новую Чайку внешне привлекательней, повысили ее ходовые качества и уменьшили количество смазочных операций с основным агрегатом.
В период «перестройки» страны и компании демократизации и борьбы с привилегиями, Чайка СССР была признана «автомобилем для партийного аппарата» и, по приказу Генсека Горбачева, снята с производства, а вся техническая документация и оборудование были ликвидированы, с целью невозможности их восстановления. Времена менялись, и уже после распада страны на ГАЗе возникала идея возобновления производства уникальных автомобилей, но полное отсутствие техдокументации показало, что осуществление такого мероприятия практически невозможно.