Автомобиль чайка СССР


Лимузин ГАЗ-13 Чайка был истинным шедевром советского автомобилестроения. Являясь наследником легендарного ГАЗ-12 ЗИМ, «Чайка» была создана по прототипу американского Packard Patrician. Разрабатывая новую модель, инженеры-конструкторы и дизайнеры делали ставку на более современную машину представительского класса, дизайн которой впоследствии поразил советских граждан смелыми техническими решениями и богатством декора.

Первый автомобиль чайка СССР, сошедший с конвейера, стал символом могущества советской индустрии. Машина, как известно, из-за малых объемов производства и советской распределительной системы так не поступила в свободную продажу. Чайку использовали преимущественно в государственных инстанциях различного уровня, для обслуживания партийно-номенклатурной элиты страны, высокопоставленных иностранных послов и дипломатов и выдающихся советских знаменитостей.

Немного истории

Официальной датой выпуска Чайки было принято считать 1959 год, однако все началось гораздо раньше, с модернизации ЗИМа. На Горьковском заводе в 1955 был произведен первый образец, созданный на его основе – автомобиль «Чайка» ГАЗ-12В.  Машины имели схожесть по внешнему виду и техническим характеристикам. Единственная и существенная разница заключалась в мощности мотора – предшественница была оборудована двигателем объемом 4,9 литра, а вторая 5,5 литра.

Однако признав, что стиль автомобиля устарел, и внешнее изменение автомобиля не имеют ничего общего с его модернизацией, было принято решение о создании абсолютно новой модели. Изначально проект не имел определенного названия, рассматривалось две версии – «Стрела» либо «Чайка», выбор состоялся в пользу второго варианта.
Успешно прошедшее испытание экспериментальных образцов и их участие на брюссельской автомобильной выставке ЭКСПО-58 подтвердили высокую оценку спроектированной новой модели советского автомобиля, где ее создатели были удостоены престижной международной наградой Гран-при. Чайка отличалась от своих предшественников не только внешним видом, но техническими способностями.

Технические особенности «Чайки» ГАЗ-13

В процессе создания Чайки был реализован весь потенциал советского автомобилестроения. Дизайн салона впечатлял своим инновационным решением. На то время автомобиль был оснащен по последнему слову техники: кожаная отделка, тонированные стекла, новейшая музыкальная техника с дистанционным пультом управления, электрический стеклоподъемник, электро-прикуриватель и система отопления и вентиляции, позволяющая создавать для пользователей микроклимат в соответствии с индивидуальными требованиями.

Машина также была оборудована гидравлической системой управления руля и вакуумным усилителем тормозной системы, противотуманными фарами и омывателем лобового стекла. Поражали и технические характеристики Чайки:
Рядный шести цилиндровый двигатель был заменен на верхнеклапанный карбюраторный мотор из сплава алюминия, объемом 5 526 см3 и с мощностью 195 лошадиных сил.
Расход топлива составлял 20 л на 100 км.

Двигатель новой «Чайки», мог развить скорость автомобиля до 100 км/ч за 20 секунд.

Инновационным решением стала гидромеханическая коробка передач с автоматическим переключением скоростей.
Проведенные изменения привели только к положительным особенностям модели.  Уменьшенная высота заметно улучшила не только аэродинамику, но и устойчивость автомобиля на больших скоростях. Увеличенная длина придала Чайке дополнительную солидность, 2-х карбюраторная система питания и другие технические изменения повысили мощность двигателя, были модернизированы передняя и задняя подвески. Все эти улучшения сделали новую Чайку внешне привлекательней, повысили ее ходовые качества и уменьшили количество смазочных операций с основным агрегатом.

В период «перестройки» страны и компании демократизации и борьбы с привилегиями, Чайка СССР была признана «автомобилем для партийного аппарата» и, по приказу Генсека Горбачева, снята с производства, а вся техническая документация и оборудование были ликвидированы, с целью невозможности их восстановления. Времена менялись, и уже после распада страны на ГАЗе возникала идея возобновления производства уникальных автомобилей, но полное отсутствие техдокументации показало, что осуществление такого мероприятия практически невозможно.

Written by 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *